Введение
ИСЛАМСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ В ПОСТНОРМАЛЬНЫЕ (ПОСТПРИВЫЧНЫЕ) ВРЕМЕНА: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Концепция «Постнормальных времён» (ПНВ), разработанная и предложенная ученым Зиауддином Сардаром, представляет собой аналитическую рамку для осмысления современного этапа мировой истории, в котором «старые ортодоксии умирают, новые ещё не сформировались, и ничто не имеет устойчивого смысла» [1]. Эпоха ПНВ характеризуется следующими составляющими: неопределенностью (Uncertainty), сложностью (Complexity), противоречивостью (Contradiction) и высокой ценностной нагрузкой знания (Value-Load of knowledge). В этой системе привычные иерархические структуры и институты, определявшие современный мир, теряют так называемую устойчивость и способность воспроизводить стабильные модели взаимодействия.
Применение рамки ПНВ к исследованию исламских движений в Центральной Азии (ЦА) и на Ближнем Востоке (БВ) позволяет выявить их трансформацию в условиях геополитических сдвигов и кризисов религиозного авторитета. Неопределенность проявляется в размывании традиционных механизмов религиозного управления и ускоренной циркуляции идеологий в цифровом пространстве. Противоречивость усиливается нарастающим столкновением между требованиями секулярных государств к лояльности и политико-религиозными претензиями исламистских акторов, что, в свою очередь, приводит к процессу секьюритизации религиозной сферы.
Для аналитической строгости необходимо разграничить исследуемые категории. Так, исламские течения представляют собой богословские, правовые и догматические направления (суннизм, шиизм, мазхабы), которые отражают ортодоксальные и мистические аспекты религиозной практики и не имеют политической направленности. В Центральной Азии преобладает ханафитский мазхаб, а суфийские тарикаты представляют традиционное измерение исламской духовности.
Исламские движения, в свою очередь, это социальные или политические коллективы, действующие на основе исламской идентичности, от аполитичных сообществ благочестия (например, Таблиги Джамаат) до идеологизированных групп, ориентированных на политическую активность. Исламизм представляет собой политико-религиозную идеологию, утверждающую необходимость построения государственной системы на основе шариата. Движения исламистского типа (от «Братьев-мусульман» до различного рода джихадистских структур) противопоставляют исламскую модель западным политическим и экономическим системам.
Со своей стороны, исламская культура и традиция включают совокупность местных обычаев и норм (адат), формирующих повседневную религиозную практику, часто сочетающую элементы ортодоксии и народного благочестия. В Центральной Азии это выражается в почитании святых мест (мазаров).
Актуальность анализа исламских движений в контексте ПНВ определяется транснационализацией религиозных идеологий, изменением государственно-конфессиональных отношений и необходимостью точной правовой классификации акторов. Среда постнормальности, характеризующаяся высокой скоростью изменений и нелинейностью процессов, способствует стремительному распространению радикальных идей особенно через цифровые медиа. Центральная Азия, как известно, испытывает масштабные миграционные потоки в Россию и другие страны, становится уязвимой к идеологическому воздействию транснациональных сетей. Группировки, придерживающиеся джихадистской идеологии, такие как, к примеру, «Исламское государство – Вилаят Хорасан» (ISIL-K), активно используют данную среду. Их стратегическая коммуникация в Telegram на русском, таджикском и узбекском языках демонстрирует высокую адаптивность и ориентирована на формирование трансграничного пространства влияния. Формируется вызов для государств региона, требующий комплексных мер, от контроля физических границ до управления нелинейными потоками информации в цифровой среде.
В условиях неопределенности и децентрализации религиозного авторитета государства Центральной Азии и Ближнего Востока усиливают процессы секьюритизации религиозной сферы, что проявляется в активном использовании широких законодательных норм, регулирующих противодействие экстремизму и терроризму. Подобная правоприменительная стратегия направлена на сохранение монополии государства и его духовных институтов, в частности Духовных управлений мусульман (ДУМ), на толкование религиозных норм.
Необходимость дифференцированного подхода к регулированию религиозной активности обусловлена к тому же и риском подмены категорий. Отсутствие четкого разграничения между богословским нонконформизмом и насильственным экстремизмом ведёт к феномену так называемой «категориальной протечки», при котором мирные верующие фактически приравниваются к участникам противоправных структур.
Применение репрессивных мер к ненасильственным религиозным сообществам, включая миссионерские движения, фиксируется в ряде стран региона [4]. Такие действия, вопреки заявленным целям обеспечения стабильности, усиливают социальное напряжение и способствуют легитимации радикальных нарративов о «священной борьбе» против светской власти. Это, в свою очередь, повышает вероятность маргинализации религиозных групп и их перехода в нелегальные формы существования либо под влияние транснациональных джихадистских сетей.
Исходя из вышеизложенного, научный и практический анализ правовых и дискурсивных механизмов секьюритизации религии приобретает особое значение для выработки эффективных стратегий безопасности. Данные стратегии должны гармонично сочетать обеспечение национальной стабильности с соблюдением международных норм, касающихся свободы вероисповедания, что является необходимым условием долгосрочной устойчивости государственных институтов в условиях постнормальной эпохи.
Исламские движения в постнормальные времена
Исламские движения в условиях постнормальности характеризуются трансформацией религиозных структур, кризисом авторитета и появлением новых форм коммуникации. В Центральной Азии исламская традиция исторически формировалась в рамках суннитского ислама ханафитского мазхаба, тесно связанного с местными обычаями и суфийскими братствами. В советский период религиозная жизнь была институционализирована через Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (ДУМ САК), базировавшееся в Ташкенте. Указанный орган обладал наибольшими полномочиями среди региональных духовных советов и монополией на выпуск официальной литературы [5]. Современные государства Центральной Азии унаследовали и адаптировали эту модель, используя её для легитимации концепции «традиционного ислама» как политически лояльной и единственно допустимой формы религиозного выражения [6].
В свою очередь на Ближнем Востоке религиозная среда отличается более высокой степенью идеологической конкуренции. Здесь наблюдается противостояние между религиозными центрами влияния, а также между государственными институтами (например, такими, как Аль-Азхар) и исламистскими движениями, оспаривающими монополию государства на интерпретацию религиозных норм. Указанные процессы сигнализируют общий кризис религиозного авторитета, который является следствием постнормальной эпохи. Распад иерархий и снижение институционального доверия ослабляют способность официальных муфтиятов контролировать производство и распространение религиозного знания.
Децентрализация порождает феномен «исламской публичности», в рамках которого религиозная коммуникация всё чаще осуществляется в цифровой среде. Так называемый «цифровой ислам» формирует горизонтальные каналы передачи информации, позволяющие верующим получать фетвы и наставления напрямую, минуя государственные структуры [5]. Авторитет в этом пространстве определяется не институциональным статусом, а медийной узнаваемостью, харизмой проповедника и способностью формулировать упрощенные ответы на сложные вопросы.
В контексте неопределенности постнормальных времён догматичные и бинарные идеологии, прежде всего джихадистский салафизм, приобретают особую притягательность. Их риторика, основанная на жестких моральных категориях и ощущении коллективной миссии, обеспечивает психологическую стабильность в условиях хаоса. Цифровое пространство, в особенности платформы с низким уровнем контроля, становится ведущим инструментом распространения подобных идей. Группировки, включая «Исламское государство – Вилаят Хорасан» (ISIL-K), активно используют мультиязычные каналы коммуникации, заполняя идеологический вакуум, оставленный неэффективными или дискредитированными официальными структурами [3].
В Центральной Азии дискурсивное управление религией осуществляется через бинарную конструкцию «традиционного» и «нетрадиционного» ислама. Первый описывается как контролируемый, умеренный и лояльный государству ханафитский ислам. Второй охватывает любое отклонение от официальной нормы и автоматически подвергается секьюритизации [6]. Такая схема номинации и легитимации определяет не только религиозную политику, но и общий характер взаимодействия государства с обществом, ограничивая пространство богословского плюрализма и усиливая зависимость религиозной идентичности от политического контекста.
Таблица 1 – Дискурсивная структура секьюритизации религии в Центральной Азии и Ближнем Востоке».
|
Акторы |
Термины (Тезаурус) |
Доминирующий Нарратив (Фрейм) |
Стратегия Легитимации/Делегитимации |
|
Государство (ЦА/БВ) |
«Экстремизм», «Терроризм», «Деструктивное течение», «Секта», «Угроза безопасности» |
Секьюритизация: религиозное инакомыслие приравнивается к политической угрозе стабильности и суверенитету. |
Делегитимация через криминализацию: юридический запрет на основе широких формулировок, не связанных с насилием. |
|
Официальное духовенство (дум) |
«ханафитский мазхаб», «межконфессиональное согласие», «светскость», «национальная культура» |
Контролируемая стабильность: религия как основа морали, поддерживающая государственный порядок. |
Легитимация через институциональную монополию: единственное право на интерпретацию, партнерство с властью. |
|
Экспертный/академический дискурс |
«религиозная свобода», «секьюритизация», «правоприменение», «политизация религии» |
Критика правового несовершенства: анализ злоупотреблений антиэкстремистским законодательством. |
Легитимация через международные стандарты: требование точности в терминологии и соблюдения прав человека. |
Правовые статусы и регуляции
В Центральной Азии и на Ближнем Востоке режимы регулирования деятельности исламских движений различаются в зависимости от степени централизации власти. В некоторых странах, таких как государства Аравийского полуострова, власть осуществляет жесткий контроль над религиозными движениями. В других же странах, например, в странах Леванта, система регулирования более сложная и многоуровневая. Правовые системы региона используют законы о религии и борьбе с экстремизмом для контроля над религиозной сферой, что может не соответствовать международным стандартам свободы вероисповедания. Далее предлагается рассмотреть конкретные примеры стран Центральной Азии.
Религиозное поле Казахстана в постнормальный период формируется на пересечении трех осей: государственной традиции, представленной Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК); правового контроля, выраженного в законодательстве и судебных решениях; и дискурсивного пространства, где ведется борьба за легитимную интерпретацию ислама. В нашей стране существует устойчивость, сочетание жесткого исключения политического ислама с модернизацией и стандартизацией ханафитской доктрины. Политика направлена на формирование конкурентоспособного дискурса, способного реагировать на цифровые вызовы постнормальной эпохи. Следовательно, традиционный ислам становится не только элементом культурного наследия, но и духовно-нравственным инструментом национальной безопасности.
Исторически ислам в Казахстане интегрировался в кочевую культуру, опираясь на умеренные положения ханафитского мазхаба (фикх) и матуридитской доктрины (акыда) [7]. Их выбор имеет стратегическое значение, поскольку ханафизм, наиболее рациональный из суннитских правовых школ, позволяет совмещать религиозные принципы с концепцией светского государства. Современная политика приоритета ханафитского мазхаба основана на его использовании в качестве теологической защиты от радикальных интерпретаций. Программы ДУМК включают перевод трудов имама Абу Ханифы и Матуриди [8], что способствует рационализации богословия и подготовке кадров на основе умеренной доктрины.
В соответствии с принятой «Концепцией развития до 2020 года» необходимо системно и идеологически реагировать на изменения в религиозной сфере [8]. Верховный муфтий отмечал, что цель ДУМК – укрепление позиций ханафитского мазхаба и повышение его потенциала в противодействии радикальным течениям [8]. В данном контексте традиция приобретает активную функцию – становится инструментом духовной обороны.
Одним из главных вызовов постнормальной эпохи становится кризис цифрового суверенитета, выражающийся в неспособности иерархических структур контролировать религиозный контент, циркулирующий в сети. ДУМК столкнулось с ситуацией, когда имамы вынуждены использовать для хутб устаревшие тексты дореволюционного и советского периодов либо обращаться к арабским проповедям из интернет-источников, что создает риск идеологического искажения [9]. Использование несанкционированных материалов ведёт к распространению радикальных и нетрадиционных идей, подрывающих единство доктрины. В ответ ДУМК инициировало подготовку и издание обновленных хутб в духе ханафитского богословия [9].
В Казахстане различаются разрешённые и запрещённые религиозные объединения. Первые включают зарегистрированные структуры, действующие в рамках Конституции [10] и законов РК. Запрещенные организации классифицируются по уровню угрозы – от террористических до идеологических экстремистских. Их запрет осуществляется на основании судебных решений, признающих деятельность таких структур несовместимой с принципами государственной безопасности и общественного порядка.
Анализ перечня запрещенных организаций показывает, что угрозой признаются не только акты насилия, но и идеологические движения, способные подорвать светский контент.
Выделяются три основные категории запрещенных исламских и псевдоисламских структур:
(1) организации глобального и транснационального терроризма;
(2) движения политического исламизма;
(3) локальные деструктивные культы и этноэкстремистские объединения.
Такая типология позволяет соотнести характер угроз с механизмами правового реагирования.
Группы, представляющие прямую террористическую угрозу (джихадизм). К обозначенной категории относятся организации, вовлеченные в планирование, финансирование и реализацию актов насилия, а также в вербовку граждан Казахстана для участия в боевых действиях за рубежом. В национальном перечне экстремистских структур указаны «Аль-Каида», «Талибан», «Лашкар-и-Тайба» и «Джунд аль-Халифат» [11]. Их запрет основан на международных и национальных нормах противодействия терроризму. Судебное признание террористического статуса обеспечивает возможность применения максимальных мер пресечения, направленных на предотвращение трансграничных угроз.
Группы, представляющие идеологическую и политическую угрозу. Особое внимание уделяется организациям, угрожающим конституционному строю при отсутствии прямого насилия. Запрет «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и «Братьев-мусульман» [11] основан на их идеологическом экстремизме, выражающемся в пропаганде политического халифата и отрицании светского порядка. Аналогично запрещена этно-политическая организация «Боз Гурд» [11], сочетающая религиозный радикализм с этнонационализмом.
Дискурсивные трансформации в постнормальные времена
Цифровизация радикально изменила производство и циркуляцию религиозного знания в Казахстане, сформировав типичную постнормальную среду, характеризующуюся множественностью источников и утратой централизованного контроля. Религиозный дискурс сместился от вертикальной модели (иерархия ДУМК) к сетевой структуре (интернет-платформы), что существенно осложнило интерпретации ислама.
Вызов постнормальной эпохи заключается в ограниченности институциональных ресурсов по обеспечению духовенства актуальными материалами, что вынуждает часть имамов обращаться к внешним онлайн-источникам [9]. Создается риск идеологической фрагментации и ослабления официальной доктрины. Цифровизация стала фактором, одновременно расширяющим религиозное пространство и подрывающим монополию на легитимное толкование вероучения.
Ответом на цифровые вызовы стала модернизация религиозного дискурса. Отказавшись от устаревших форм изложения, сосредоточились на стандартизации проповедей и создании современной теологической базы. Издание новых хутб в духе «актуальной традиции» [9] призвано сделать официальное богословие конкурентоспособным по отношению к радикальным нарративам, распространяемым в интернете. Поддерживаемое государством, ДУМК выступает идеологическим актором на информационном рынке, формируя религиозный продукт, который сочетает теологическую обоснованность, национальную идентичность и патриотическую направленность. Такая стратегия нацелена на укрепление интеллектуального иммунитета молодежи и минимизацию воздействия транснациональной пропаганды.
Исламские движения и течения в Кыргызстане и Таджикистане в постнормальные времена: традиция, правовой режим и дискурсивные трансформации
После распада Советского Союза ислам в Центральной Азии пережил стремительное возрождение, сопровождавшееся глубокими социально-экономическими и политическими трансформациями. Основная дилемма постсоветских государств региона заключается в необходимости интеграции ислама в светскую систему управления без подрыва легитимности власти и общественной стабильности. Реакция государств проявляется в двух стратегиях: формировании официального, «национального» ислама как элемента идентичности и институциональной лояльности; а также в обеспечение безопасности религиозной сферы с целью ограничения неконтролируемых и транснациональных течений.
Контраст Кыргызстана (КР) и Таджикистана (РТ) позволяет выявить два принципиально различных подхода. Кыргызстан, несмотря на внутреннюю политическую турбулентность, характеризуется более плюралистичным и фрагментированным правовым регулированием религии [12]. Таджикистан, переживший гражданскую войну 1992–1997 гг., выстроил другую модель секуляризма, отвечающую их реальности.
Для анализа религиозной динамики региона применима концепция «Постнормальных времён», определяющая современность как эпоху неопределенности (Uncertainty), сложности (Complexity) и хаоса (Chaos) [1]. В этих условиях прежние управленческие парадигмы – советский секуляризм и линейная модель модернизации – теряют эффективность. Старые социальные контракты утрачивают легитимность, а новые формы общественного порядка ещё складываются.
Религия становится одним из главных пространств поиска моральной устойчивости и социальной идентичности. Исламские движения – как официальные, так и неформальные – начинают играть роль источников легитимации, формируя новые образы добродетели, справедливости и общественного порядка, религиозность приобретает функцию моральной компенсации.
Параллельно усиливается потребность в диалоге культур и религий, а также в формировании рефлексивного и толерантного общественного сознания, ответах на интеллектуальные и духовные запросы общества. Формируется пространство для неформальных и транснациональных религиозных сетей.
Региональные государства придерживаются стратегии двойного действия: подавления радикальных течений и поддержки традиционного, имеющего историческую традицию ислама, способствующего укреплению национальной идентичности и ограничение транснационального влияния.
Эта модель наиболее последовательно реализована в Узбекистане, где государство активно реставрировало религиозные объекты, реабилитировало исламских мыслителей и интегрировало религиозные элементы в национальную идеологию. Подобная политика служит фоном для Кыргызстана и Таджикистана, где она адаптируется к локальным условиям. Государство стремится объединить политическую легитимность и религиозную традицию, формируя нарратив гармонии между верой и государственностью.
Ниже представлена классификация и правовой статус некоторых запрещенных организаций в Таджикистане:
Таблица 2 – Классификация и правовой статус некоторых запрещенных исламских движений в РТ.
|
Организация / Движение |
Классификация деятельности |
Дата судебного акта (РТ) |
Юридическое Обоснование (Принципиально) |
|
«Аль-Каида», «Исламское Государство», «Джабхат-ан-Нусра» |
Глобальный вооруженный джихадизм |
30.03.2006, 14.04.2015 |
Терроризм |
|
«Исламская партия Туркестана» (ИДУ) |
Региональный вооруженный джихадизм |
30.03.2006 |
Терроризм |
|
«Хизб ут-Тахрир» |
Ненасильственный политический исламизм |
11.03.2008 |
Экстремизм (призывы к Халифату, антиконституционная деятельность) |
|
Джамаат «Ансаруллах» |
Локализованный джихадизм |
03.05.2012 |
Терроризм/Экстремизм |
|
Организация «Таблиг» (Миссионерская) |
Транснациональный миссионерский ислам |
30.03.2006 (и др.) |
Экстремизм (идеологический риск, нерегулируемая деятельность) |
|
Религиозное течение «Салафия» |
Неформальное/Идейное течение (Богословское) |
08.12.2014 |
Экстремизм (нарушение ханафитских традиций) |
|
«Партия исламского возрождения Таджикистана» (ПИВТ) |
Политическая оппозиция (Умеренная) |
29.09.2015 |
Терроризм (обвинение в вооруженном мятеже) |
|
Организация «Национальный альянс Таджикистана» |
Политическая оппозиция (Эмигрантская) |
15.08.2019 |
Экстремизм/Терроризм |
С момента обретения независимости Центральная Азия оказалась в зоне активной религиозной глобализации. В регион поступают разнообразные идеологические импульсы, при этом умеренные исламские движения, воспринимаются местными сообществами как более приемлемые, чем ближневосточные радикальные проекты [13]. Это свидетельствует о стремлении части общества к моделям, сочетающим исламские ценности с принципами демократического управления.
Концепция постнормальных времён представляет собой продуктивный методологический инструмент для анализа современных религиозно-политических процессов в Центральной Азии. По Сардару, постнормальное время – это «междуцарствие, когда старые ортодоксии умирают, новые еще не родились, и очень немногие вещи имеют смысл» [1]. В этих условиях политические и религиозные практики региона выходят за рамки традиционных объяснительных моделей – инструментализма, секуляризма или институционализма.
Аналитическая рамка ПНВ основана на триаде категорий: неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и невежество (ignorance) [1]. Неопределенность проявляется в нестабильности политических систем и непредсказуемости религиозного возрождения. Сложность ситуации обусловлена многоуровневым взаимодействием политических, религиозных и экономических субъектов.
Центральная Азия исторически являлась значимым центром исламского учения, что предопределило наличие устойчивой базы для религиозного возрождения. Даже в советский период ислам сохранялся как совокупность моральных норм и ритуальных практик. После распада СССР религиозное возрождение столкнулось с последствиями длительной идеологической дискредитации ислама. В таких обстоятельствах возникли множественные исламские движения, стремящиеся использовать недоверие к официальным муфтиятам. Их конкуренция и пересечение усиливают сложность религиозного поля.
В регионе преобладает ханафитский мазхаб – крупнейшая из четырёх суннитских правовых школ, отличающаяся гибкостью и адаптивностью. Ханафитская юриспруденция допускает применение кыяса (аналогического суждения), истихсана (юридического усмотрения) и урфа (местного обычая), что позволяет ей соотноситься с культурными традициями [14].
Теологическим фундаментом выступает матуридитская школа, также доминирующая в регионе [15]. В отличие от ашаризма, матуридизм придаёт особое значение разуму, утверждая способность человека различать добро и зло [16]. Указанный рационалистический акцент способствует формированию богословской культуры, совместимой идеологиями. Следовательно, дуэт ханафизма и матуридизма выступает концептуальной опорой «традиционного ислама» [17].
Современная нормативная база закреплена в Законе Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» (2021) [18]. Документ определяет религиозную организацию как добровольное объединение граждан, официально зарегистрированное для совместного отправления культа, не преследующее коммерческих целей. Закон обеспечивает отношения между государством и религиозными институтами.
Постсоветские государства Центральной Азии часто сталкиваются с широким спектром религиозно-политических угроз, что побуждает их к нормативной унификации мер противодействия. Решение Верховного суда Республики Узбекистан от 26 сентября 2016 года, утвердившее перечень террористических и экстремистских организаций, служит базовым источником для классификации движений, рассматриваемых государством как угроза секулярному строю [19; 20].
К первой категории относятся организации, использующие насилие или призывающие к вооруженному свержению власти с целью установления радикального исламского государства. К ним относятся «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), «Исламское государство» (ИГ), «Аль-Каида», «Группа исламский джихад» и «Джамаат Тавхид ва Джихад» [19; 20].
Юридическое обоснование запрета данных структур основано на их причастности к насилию, призывах к подрыву конституционного строя и прямой угрозе национальной безопасности. Данные группы квалифицируются как объекты уголовного преследования в соответствии с национальными и международными антитеррористическими нормами [20].
Во вторую категорию входят организации, чья деятельность представляет идеологическую угрозу. Одним из центральных примеров является «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (ХТ) – международная панисламистская организация, целью которой является восстановление всемирного халифата и внедрение шариата как единственного источника законности [21; 22].
ХТ отвергает демократические институты и национальные формы суверенитета, рассматривая их как проявления куфра (неверия). Несмотря на декларативный отказ от насилия, её идеология подрывает основы конституционного секуляризма, что обусловливает запрет деятельности организации в Узбекистане [22].
Деятельность ХТ вступает в противоречие с матуридийской богословской традицией, лежащей в основе государственного дискурса «традиционного ислама». Если матуридизм утверждает баланс между разумом и откровением, то идеология ХТ отвергает рациональное толкование веры, апеллируя к догматическому универсализму. Запрет организации выражает не только акт политической самообороны, но и защиту религиозной идентичности Центральной Азии от транснациональных форм исламского радикализма [23; 24].
К третьей категории относятся организации, ведущие образовательную или культурно-просветительскую деятельность, но воспринимаемые государством как идеологическая угроза из-за внешнего управления и влияния на интеллектуальную среду. Типичный пример – движение «Нурчилар», связанное с последователями Саида Нурси. Несмотря на ненасильственный характер, оно было включено в перечень запрещенных организаций решением Верховного суда Узбекистана в 2016 году [19; 25].
В Туркменистане школы, ассоциированные с подобным движением, были закрыты в начале 2010-х годов, а власти объявили о «недопустимости морального влияния извне» и «идеологической индоктринации» учащихся [26].
Таблица 3 – Классификация и юридический статус некоторых запрещённых религиозных организаций в Узбекистане.
|
Название организации |
Классификация (Идеология) |
Цель |
Юридическое обоснование запрета (Мотивы) |
|
«Исламское движение Туркестана» (ИДУ) |
Салафитский джихадизм |
Свержение власти, создание исламского государства |
Терроризм, прямая угроза конституционному строю |
|
«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (ХТ) |
Панисламизм/Халифализм |
Установление глобального Халифата, отрицание демократии |
Экстремизм, антиконституционная деятельность, идеологический вызов секуляризму |
|
«Исламское государство» (ИГ) |
Джихадизм/Такфиризм |
Установление Халифата через тотальное насилие |
Признание международной террористической организацией |
|
«Нурчилар» |
Транснациональный/Образовательный |
Религиозное возрождение, просвещение |
Нарушение монополии государства на образование/идеологическую жизнь, внешнее влияние |
|
«Акромийлар» |
Локальный Идеологический |
Создание справедливого общества (через исламские принципы) |
Терроризм/Экстремизм (ввиду несанкционированной деятельности и идеологического вызова) |
В условиях постнормальных времён религиозная жизнь Центральной Азии выходит за рамки традиционного институционального контроля. Формируется новый тип религиозной активности. Религиозно мотивированные акторы развивают деятельность в сферах, ранее считавшихся исключительно светскими – экономике, образовании, предпринимательстве и благотворительности. Так возникает «интерстициальное социальное пространство», где исламская этика становится частью повседневных экономических практик.
Развитие исламского предпринимательства и финансов в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане иллюстрирует интеграцию религиозных принципов в рыночную среду. Такие формы деятельности трудно поддаются прямому регулированию, так как они не опираются на культовую инфраструктуру, а действуют через социальные сети и горизонтальные связи. Тем самым они создают альтернативные каналы авторитета.
Ближний Восток
Политический ислам остается одним из главных факторов общественно-политических процессов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Арабские события 2011 года лишь усилили его институциональную и идеологическую значимость [27; 28]. Эволюция исламистских движений после 2011 года демонстрирует выраженную нелинейность: организации, действовавшие легально, нередко оказывались вне закона. Показателен пример движения «Братья-мусульмане», признанного террористическим в Египте в декабре 2013 года [29] и внесенного в аналогичный список МВД Саудовской Аравии в марте 2014 года [30]. Подобная нестабильность статусов указывает на необходимость разработки аналитических моделей, способных учесть всю неопределенность и сложность региональных процессов [31].
Как упоминалось выше, концепция «постпривычных времён» описывает эпоху, в которой сложность, хаос и противоречия становятся основными характеристиками социальной реальности [27; 32]. В условиях экспоненциального роста информации усиливается феномен «углубляющегося незнания» (ignorance), что затрудняет межкультурное понимание и корректную интерпретацию ислама [33]. Классические аналитические подходы, опиравшиеся на предсказуемость и устойчивые институциональные рамки, оказываются ограниченными в подобных условиях.
Классический исламизм, оформившийся в начале XX века, представлял собой идеологический проект построения исламского государства на основе норм шариата как альтернатива секуляризму и вестернизации. Его базовыми установками были неделимость религии и политики, приоритет коллективных религиозных обязанностей над индивидуальными правами, а также акцент на моральной и социальной реформе, основанной на традиционных ценностях и дисциплинарных практиках общины [34; 35].
С конца 1990-х годов часть исламистских движений и интеллектуалов, столкнувшись с кризисом авторитарных режимов и неудачами исламских правительств (в частности, в Иране и Египте после 2012 года), начала идеологическую переориентацию, обозначенную как пост-исламизм [36–39]. Асеф Баяти определяет его как одновременно состояние и проект, направленные на соединение религиозности с правами, веры со свободой, ислама с либерально-гражданскими концепциями. Поворот выражается в смещении акцента от обязанностей к правам, от монологического авторитета к плюрализму, от фиксированных писаний к историчности, от прошлого к будущему [35; 36]. По наблюдению Моджтабы Махдави, пост-исламизм – не монолитная идеология, а динамическое поле практик и идей, возникшее из противоречий исламского государства и социальной эволюции мусульманских обществ [38]. Отмеченные исследования подчеркивают внутренний динамизм исламского активизма и его способность к адаптации в условиях глобальной турбулентности [36; 38; 39]. Пост-исламизм сопровождается системным сдвигом в дискурсе.
Во-первых, происходит переход от обязанностей к правам: права и свободы становятся центральными категориями, а религиозная аргументация используется для их легитимации [36; 37].
Во-вторых, утверждается плюрализм – отказ от монополии на истину в пользу конкуренции интерпретаций, партийного многообразия и признания различных религиозных позиций [36; 39].
В-третьих, происходит смещение к историчности: вместо догматического следования канону акцент делается на контекстуальное, современное толкование, ориентированное на будущее [36; 37].
Следовательно, пост-исламизм представляет собой идеологическую адаптацию к противоречиям современности. Классический исламизм не смог согласовать притязания на сакрализованную власть с демократическими нормами и правами человека. Пост-исламизм стремится преодолеть это противоречие посредством гибридизации – соединения исламской легитимации с универсалистскими представлениями о правах и достоинстве [36; 38; 39]. Эмпирические примеры показывают такой сдвиг.
Так, в Тунисе движение «Ан-Нахда» в 2016 году институционально разделило религиозную и политическую сферы деятельности [40; 41]. В Турции появились «Антикапиталистические мусульмане» – группа, сочетающая религиозную мотивацию с социальным протестом [42]. Подобные формы активности оказываются для авторитарных режимов более проблемными, чем классический исламизм: артикуляция прав и достоинства в исламском языке лишает власть привычных инструментов дискредитации оппозиции как «экстремизма» [36; 38].
В Иране лозунг «Женщина, Жизнь, Свобода» в протестах 2022–2023 годов стал символом универсалистских притязаний, выраженных в категориях гендерного достоинства и прав человека, восходящих к курдскому дискурсу «Jin, Jiyan, Azadî» [43–45]. Египетский кейс, напротив, показал пределы классического проекта: «Братья-мусульмане» не удержали власть и были устранены военным переворотом 2013 года [46; 47].
Исламские движения Ближнего Востока можно классифицировать по отношению к традиции, праву и политическому действию. Основное деление проходит между партийным (партизанским) исламизмом и фундаменталистским салафизмом. Партийный исламизм, представленный движением «Братья-мусульмане», ориентирован на массовую мобилизацию, партийное строительство и участие в институциональных механизмах – выборах, парламентах, правительствах [48; 49]. В отличие от него, фундаменталистский салафизм имеет ревиталистский характер и стремится к «очищению» ислама путем возвращения к практике первых поколений (салаф). Его основой является буквальное толкование откровения, неприятие новшеств (бид‘а) и акцент на реализации норм шариата [48]. Современная типология салафизма различает три направления: пуристское (квиетистское), политическое (активистское) и джихадистское [48].
В академической литературе, прежде всего у К. Викторовича (Quintan Wiktorowicz), закрепилось деление салафизма на три функциональных типа. Пуристы избегают политического участия и сосредоточены на религиозном образовании и индивидуальной практике. Активисты вовлечены в общественную жизнь и стремятся к институциональной реформе «изнутри». Джихадисты делают ставку на вооруженное действие [48]. Долгое время мейнстримный салафизм ассоциировался с политическим квиетизмом (традиция Насира ад-Дина аль-Альбани), однако последующие исследования указывают на проницаемость границ между квиетизмом и активизмом. Такие различия размываются транснациональными сетями улемов, разночтениями по чувствительным вопросам (например, отношению к шиитам) и практиками государственной кооптации [49–51].
Работы Дж. Олидорта и С. Лакруа показывают, что квиетизм нередко сочетается с жесткими социальными установками; при изменении политического контекста такие акторы способны переходить к активистским позициям [49; 50].
Салафитский джихадизм представляет собой идеологию, ориентированную на установление халифата посредством вооруженного насилия. Термин «salafisme djihadiste» был введён Жилем Кепелем для описания трансформации движения после афганского опыта 1980-х годов [52]. По мере завершения советско-афганской войны и прекращения внешнего финансирования часть «арабов-афганцев» оказалась изолирована, что вызвало сдвиг фокуса джихада от «ближнего» к «дальнему врагу». Так сформировалась идеологическая гибридизация: соединение салафитского текстуализма с революционным джихадизмом [53; 54].
Эта эволюция, от локального сопротивления к глобализированному джихаду, подробно реконструирована Ф. Гергесом и Т. Хеггхаммером, которые показали роль афганского опыта и транснациональных сетей «афганских арабов» в универсализации повестки [53; 54]. С теоретической позиции данное слияние демонстрирует, как внешние турбулентности и утрата патронов порождают новые идеологические формы, выходящие за рамки классической политологической типологии. В данном случае рассматривается пример эпистемологической неопределенности, характерной для постнормальной эпохи, когда акторы создают гибридные, зачастую экстремистские нарративы, обосновывающие их действия.
В государствах Ближнего Востока и Северной Африки отношения между властью и исламскими институтами характеризуются динамичным балансом контроля, кооптации и сопротивления. Для обеспечения политической стабильности правительства активно используют правовые инструменты и официальный религиозный аппарат (улемов), направляя их деятельность на регулирование исламских движений и противодействие экстремизму. Разрешение на существование получают, как правило, те течения, что демонстрируют политический квиетизм и лояльность к правителям. Квиетистские салафитские школы, воздерживающиеся от критики власти (ули аль-амр) и сосредоточенные на религиозно-нормативной проповеди, часто пользуются негласным покровительством государства, как это наблюдается в Саудовской Аравии и Египте.
«Братья-мусульмане» – основанная Хасаном аль-Банной в 1928 году в Египте организация, ставшая одной из наиболее влиятельных [55]. После периода полулегального существования движение создало Партию свободы и справедливости (ПСиС) и активно участвовало в политическом процессе после революции 2011 года. На парламентских выборах 2011–2012 гг. ПСиС получила крупнейшую фракцию (235 из 498 мест), а кандидат движения Мохаммед Мурси победил на президентских выборах 2012 года [56].
На фоне массовых протестов и военного вмешательства Каирский суд 23 сентября 2013 года запретил деятельность «Братьев-мусульман» и связанных с ними структур, распорядившись о конфискации активов [57].
Всеобъемлющий запрет джихадистских организаций. Группировки «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ/ИСИЛ) и «Аль-Каида» однозначно квалифицируются как террористические организации в санкционных списках ООН (Комитет 1267/1989/2253) и национальных законодательствах стран MENA [108]. Их идеология предполагает насильственное установление халифата и эксплуатацию зон политического вакуума для экспансии [58].
В ответ государства, прежде всего монархии Залива, применяют религиозно-правовую контрстратегию: через институты Совета высших ученых и департаменты ифта публикуются фетвы, осуждающие вооружённый мятеж (хурудж) и объявляющие действия ИГ и «Аль-Каиды» тяжкими преступлениями шариата [59].
Правовой ландшафт Ближнего Востока отличается высокой сложностью и противоречивостью. Различия в теологической интерпретации и политических ориентациях исламских течений, наложенные на геополитические оси региона, формируют картину регулирования, характерную для постнормальной эпохи.
Сравнение идеологических направлений салафизма показывает, что отношение к власти (ули аль-амр) и джихаду определяет правовой статус движения. Квиетистский салафизм, основанный на идее возвращения к практике первых поколений (салаф), приоритете таухида и отказе от политической активности, воспринимается государствами как лояльный и потому получает поддержку или негласное покровительство (Саудовская Аравия, Египет). Активистский салафизм, включающий элементы политического участия и институциональных реформ без применения насилия, имеет ограниченный и изменчивый статус – от временной легализации (Тунис) до последующего запрета (Египет после 2013 года). Джихадистский салафизм, ориентированный на вооруженное свержение власти и создание халифата, везде классифицируется как терроризм и подвергается полному запрету.
Сравнение правовых режимов показывает отсутствие единых критериев для определения статуса исламских движений. Идентичные организации могут быть легальными или запрещенными в зависимости от текущей политической логики, союзов и угроз режиму. Это подтверждает постнормальную характеристику региона – правовая неопределенность становится отражением системной турбулентности, где юридические категории служат инструментом политической адаптации, а не универсальным нормативным стандартом.
Заключение
Анализ исламских движений в контексте постнормальных времен показывает, что традиции, культура и правовые системы на Ближнем Востоке и в Центральной Азии находятся в состоянии активного взаимодействия. Традиции ислама, исторически сложившиеся в регионах, сохраняют свою устойчивость и значимость. Многие течения, интегрированы в систему управления как инструмент обеспечения стабильности, в то время как джихадизм криминализован и теологически дискредитирован.
В эпоху неопределенности правовой и политический статус исламских акторов становится нестабильным и изменчивым. Выживаемость движений зависит от их способности адаптироваться к изменяющимся условиям. Традиционный ислам имеет преимущество, поскольку он сочетает религиозные принципы с гражданскими свободами, что позволяет ему выступать в качестве устойчивого фактора консолидации общества.
Для академического исследования политического ислама в условиях постнормальности необходимо отказаться от статичных и эссенциалистских моделей. Необходимо сосредоточиться на анализе неочевидных аспектов, таких как скрытые последствия правовых и политических решений, которые могут иметь противоречивые эффекты в области религиозной политики.
В данном исследовании рассматривается трансформация исламских движений через призму концепции постнормальных времён, анализируется взаимосвязь между институциональными адаптациями, кризисом легитимности и изменением религиозного авторитета.
Ислам является духовной практикой и становится инструментом поиска моральной устойчивости.
Однако чрезмерное слияние религии и государства подрывает принцип секулярности и создает внутренний парадокс легитимности.
В современном цифровом пространстве наблюдается феномен децентрализации религиозного знания, который имеет особое значение. Официальные институты теряют монополию на формирование легитимности, и появляются альтернативные центры авторитета, такие как сетевые проповедники и виртуальные богословские сообщества. Это расширяет возможности для участия в религиозной жизни, но также приводит к фрагментации дискурса и риску распространения популистских идей.
В связи с этим стратегическая задача государства заключается не только в контроле, но и в инвестировании в религиозное образование, а также в создании содержательных альтернатив радикальным нарративам.
Казахстан демонстрирует модель рационализированной светскости с признанием религиозных прав и свобод. Утверждение ханафитско-матуридийской доктрины в качестве основы религиозной безопасности позволило создать вертикаль легитимного богословия, предотвратив тем самым конфессиональные конфликты.
Казахстан является наиболее успешным примером институционализации религии в Центральной Азии, благодаря сочетанию контроля, образовательных программ и продвижению межконфессионального диалога.
Долгосрочная устойчивость модели возможна только при сохранении диалога между государством и обществом, когда религия остается моральным ресурсом, а не инструментом легитимации власти.
Интегральный вывод заключается в том, что религиозная политика в Центральной Азии в современных условиях представляет собой формы модерна. Долгосрочная стабильность возможна при условии институциональной гибкости, развития диалога, комфортабельного сосуществования религии и государства.
Рекомендации
В целях обеспечения стабильности религиозной политики и поддержания баланса необходимы стратегии правовой, интеллектуальной и институциональной адаптации, следует развивать институты интеллектуальной конкуренции в религиозной сфере. Необходимо отказаться от монополизации проповеди, направить усилия на инвестиции в религиозное образование, создание междисциплинарных центров исламских исследований и программ подготовки имамов, владеющих современными медиатехнологиями и способных вести конструктивный диалог с обществом. Конкуренция интерпретаций и открытая научная дискуссия являются эффективным средством противодействия радикализму.
Религия должна рассматриваться как самостоятельный институт с культурным и образовательным потенциалом.
Вовлечение религиозных общин в сферу образования, социального служения и благотворительности может превратить исламскую активность в конструктивное участие.
Наконец, необходимо развивать культуру диалогического секуляризма – модели, в которой государство взаимодействует с религиозными институтами на основе партнерства и взаимной ответственности. Такой «разумный секуляризм» обеспечивает баланс между духовной автономией и общественной стабильностью, формируя морально зрелое и адаптивное общество, способное к самообновлению без скатывания в догматизм и страх.
В совокупности данные положения представляют собой теоретическую основу для модернизации религиозной политики в условиях постнормальной эпохи. Переход к логике диалога, от страха к ответственности, от ортодоксальной стабильности к интеллектуальной зрелости становится необходимым условием для обеспечения стабильности государств региона и формирования новой этики взаимодействия между властью, религией и обществом.
Рекомендации для академического и экспертного сообщества
В условиях современного общества, когда религиозные знания и интерпретации ислама активно трансформируются, научное сообщество должно уделять особое внимание поддержанию методологической точности, терминологической ясности и аналитической объективности. Необходимо сосредоточиться на трёх ключевых аспектах академической деятельности.
Прежде всего, необходимо строго придерживаться терминологической дисциплины. Исследователь должен оперировать чётко определёнными понятиями, избегая использования политизированного языка секьюритизации. Научная добросовестность предполагает разграничение между богословскими школами (например, салафизмом как методологией толкования текстов), мирными миссионерскими движениями и политизированными организациями. Использование оценочных клише, таких как «деструктивный», «экстремистский» и т. д., без аналитического обоснования подрывает научную строгость и способствует легитимации административного дискурса исключения. Отсутствие критического анализа терминологии приводит к снижению качества академического анализа и утрате исследовательской автономии.
Во-вторых, необходимо провести системную проверку правового статуса религиозных движений и организаций. Любые утверждения о запрете, ограничении или статусе объединения должны быть подтверждены первичными источниками, такими как решения высших судебных органов, официальные государственные реестры и нормативные акты. Использование вторичных источников, таких как публицистика или обзоры без юридического обоснования, может привести к искажению фактов и снижению достоверности выводов. Методологическая точность в вопросах правового статуса является не формальностью, а условием сохранения академической репутации и независимости исследования от политического влияния.
В-третьих, необходимо уделить внимание изучению интерстициальных пространств – областей пересечения религии с экономикой, образованием, благотворительностью и предпринимательством. Именно в этих областях, находящихся между официальным религиозным управлением и маргинальными сообществами, формируются новые формы религиозной идентичности и социального капитала.
В целом, научное сообщество должно выступать в роли интеллектуального посредника между государством и обществом, формируя язык исследования, свободный от идеологических и политических интерпретаций. Только благодаря строгому использованию терминологии, проверке информации и анализу социальных аспектов религии можно достичь объективного понимания, которое будет точно отражать сложные процессы, происходящие в исламе в современном мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Sardar Z. Welcome to Postnormal Times // Futures. – 2010. – Vol. 42, № 5. – P. 435–444.
- What is Postnormal Times? [Электронный ресурс] / Centre for Postnormal Policy and Futures Studies. –URL: https://postnormaltim.es/what-postnormal-times (дата обращения: 27.10.2025).
- Financial Action Task Force (FATF). Comprehensive Update on Terrorist Financing Risks 2025 [Электронный ресурс]: Report. – Paris: FATF, 2025. – URL: https://www.fatf-gafi.org/content/dam/fatf-gafi/publications/Comprehensive-Update-on-Terrorist-Financing-Risks-2025.pdf.coredownload.inline.pdf (дата обращения: 27.10.2025).
- S. Commission on International Religious Freedom. Laws Regulating Religion in Central Asia [Электронный ресурс]: Hearing. – Washington: USCIRF, 2025. – URL: https://www.uscirf.gov/events/hearings/laws-regulating-religion-central-asia (дата обращения: 27.10.2025).
- Aliyev F.B. Framing Perceptions of Islam and the ‘Islamic Revival’ in the Post-Soviet Countries // Journal for the Study of Religions and Ideologies. – 2004. – No. 7. – P. 123–136.
- Emelianova G.M. How “Muslim” are Central Asian Muslims? A Historical and Comparative Enquiry // Central Asian Affairs. – 2017. – Vol. 4, № 3. – P. 243–269.
- Cornell S.E., Starr S.F., Tucker J. Religion and the Secular State in Kazakhstan. – Washington, D.C.: Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program, 2018. – 95 p.
- ДУМК разработал план по «развитию ханафитского мазхаба» [Электронный ресурс] // Азаттык. – 13 нояб. 2014. – URL: https://rus.azattyq.org/a/dumk-kontseptsiya-rzavitiya-do-2020/26690472.html (дата обращения: 27.10.2025).
- Материал из раздела «Богословие» [Электронный ресурс] // Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМРФ). – Москва: ДУМРФ, 2024. – URL: https://dumrf.ru/islam/theology/1576 (дата обращения: 27.10.2025).
- Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]: принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». – Астана. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обращения: 27.10.2025).
- Список организаций религиозной направленности, запрещенных на территории Республики Казахстан [Электронный ресурс] // GOV.KZ: Официальный интернет-ресурс Администрации Президента Республики Казахстан. – Астана. – URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/kzh-ovp/press/article/details/135418?lang=ru(дата обращения: 27.10.2025).
- Engvall J. Religion and the Secular State in Kyrgyzstan [Электронный ресурс] / Institute for Security and Development Policy (ISDP). – Silk Road Paper. – 2020. – 45 p. – URL: https://www.isdp.eu/publication/religion-and-the-secular-state-in-kyrgyzstan/?utm (дата обращения: 27.10.2025).
- Balci B. Turkey’s Religious Outreach in Central Asia and the Caucasus [Электронный ресурс] // Carnegie Endowment for International Peace, 2014. – URL: https://carnegieendowment.org/posts/2014/01/turkeys-religious-outreach-in-central-asia-and-the-caucasus?lang=en (дата обращения: 27.10.2025).
- Gunn T.J. Religion, Islamism, and the State in Central Asia [Электронный ресурс]. – OSCE/ODIHR, 2003. –URL: https://tandis.odihr.pl/bitstream/20.500.12389/20093/1/03236.pdf (дата обращения: 27.10.2025).
- Cornell S.E. State and Religion in Central Asia. War of Ideas V4 [Электронный ресурс]. – Silk Road Studies Programme, 2007. – URL: https://www.silkroadstudies.org/resources/pdf/publications/War_of_Ideas_V4.pdf (дата обращения: 27.10.2025).
- Yun C. A Study on the Theory of God’s Science of Maturidi School [Электронный ресурс]. – Atlantis Press, 2019. – URL: https://www.atlantis-press.com/article/125911628.pdf (дата обращения: 27.10.2025).
- McGlinchey E. Three Perspectives on Political Islam in Central Asia [Электронный ресурс]. – PONARS Eurasia Policy Memo No. 76. – George Mason University, 2009. – URL: https://mcglinchey.gmu.edu/wp-content/uploads/2015/10/pepm76.pdf (дата обращения: 27.10.2025).
- Закон Республики Узбекистан № ZRU-699 от 5 июля 2021 г. «О свободе совести и религиозных организациях» [Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан (Lex.uz). – URL: https://lex.uz/docs/6117508 (дата обращения: 27.10.2025).
- Решение Верховного суда Республики Узбекистан от 26 сентября 2016 г. о признании ряда организаций террористическими и экстремистскими [Электронный ресурс]. – Ташкент, 2016. – URL: https://lex.uz/docs/3107037 (дата обращения: 27.10.2025).
- S. Department of State. Country Reports on Terrorism 2023 [Электронный ресурс]. – Washington, D.C., 2024. – URL: https://www.state.gov/reports/country-reports-on-terrorism-2023/ (дата обращения: 27.10.2025).
- University of Maryland, START Center. Hizb ut-Tahrir al-Islami: Evaluating the Threat Posed by a Radical Islamic Group [Электронный ресурс]. – 2010. – URL: https://www.start.umd.edu/publication/hizb-ut-tahrir-al-islami-evaluating-threat-posed-radical-islamic-group-remains (дата обращения: 27.10.2025).
- United States Commission on International Religious Freedom (USCIRF). Uzbekistan Country Report 2024 [Электронный ресурс]. – Washington, D.C., 2024. – URL: https://www.uscirf.gov/countries/uzbekistan (дата обращения: 27.10.2025).
- Kuru A.T. Authoritarianism and Islam: Central Asian Models of State–Religion Relations // Politics and Religion. – Cambridge University Press, 2019. – Vol. 12, No. 3. – P. 465–489.
- McGlinchey E. Three Perspectives on Political Islam in Central Asia [Электронный ресурс]. – PONARS Eurasia Policy Memo No. 76. – George Mason University, 2009. – URL: https://mcglinchey.gmu.edu/wp-content/uploads/2015/10/pepm76.pdf (дата обращения: 27.10.2025).
- Forum 18 News Service. Uzbekistan: Muslim Groups Still Banned – “Nurcular” and Tabligh Jamaat Remain Illegal [Электронный ресурс]. – Oslo, 2020. – URL: https://www.forum18.org/archive.php?article_id=2564 (дата обращения: 27.10.2025).
- Turkmenistan Shuts Down Gülen-Linked Schools [Электронный ресурс]. – Tbilisi, 2011. – URL: https://eurasianet.org/turkmenistan-shuts-down-gulen-linked-schools (дата обращения: 27.10.2025).
- Ayoob M. The Many Faces of Political Islam: Religion and Politics in the Muslim World [Электронный ресурс]. – Ann Arbor: University of Michigan Press, 2008. – URL: https://www.jstor.org/stable/10.3998/mpub.189346 (дата обращения: 27.10.2025).
- International Crisis Group. Understanding Islamism [Электронный ресурс]. – Brussels: ICG, 2005. – URL: https://www.crisisgroup.org/middle-east-north-africa/037-understanding-islamism (дата обращения: 27.10.2025).
- Egypt Designates Muslim Brotherhood as Terrorist Group [Электронный ресурс]. – 25 дек. 2013. – URL: https://www.reuters.com/article/world/egypt-designates-muslim-brotherhood-as-terrorist-group-idUSDEE9BO042/ (дата обращения: 27.10.2025).
- Saudi Arabia Designates Muslim Brotherhood Terrorist Group [Электронный ресурс]. – 7 марта 2014. – URL: https://www.reuters.com/article/world/saudi-arabia-designates-muslim-brotherhood-terrorist-group-idUSBREA260SM/ (дата обращения: 27.10.2025).
- Matesan I.E. The Impact of the Arab Spring on Islamist Strategies [Электронный ресурс] // Journal of Strategic Security. – 2012–2013. – URL: https://digitalcommons.usf.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1165&context=jss(дата обращения: 27.10.2025).
- Sardar Z. Postnormal Times Revisited [Электронный ресурс] // Futures. – 2015. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0016328715000269 (дата обращения: 27.10.2025).
- Sardar Z. (ed.). The Postnormal Times Reader [Электронный ресурс]. – Herndon, VA: IIIT, 2020. – URL: https://iiit.org/wp-content/uploads/BiB-The-Postnormal-Times-Reader-Combined.pdf (дата обращения: 27.10.2025).
- Roy O. The Failure of Political Islam [Электронный ресурс]. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1994. – 238 p. – URL: https://www.ssc.wisc.edu/~oliver/SOC924/Articles/Roy%20-%20Failure%20of%20Pol%20Islam.pdf(дата обращения: 27.10.2025).
- Kepel G. Jihad: The Trail of Political Islam [Электронный ресурс]. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 2002. – URL: https://www.carnegiecouncil.org/media/series/39/20020417-jihad-the-trail-of-political-islam (дата обращения: 27.10.2025).
- Bayat A. (ed.). Post-Islamism: The Changing Faces of Political Islam [Электронный ресурс]. – New York; Oxford: Oxford University Press, 2013. – 384 p. – URL: https://global.oup.com/academic/product/post-islamism-9780199766079 (дата обращения: 27.10.2025).
- Bayat A. Making Islam Democratic: Social Movements and the Post-Islamist Turn [Электронный ресурс]. –Stanford: Stanford University Press, 2007. – 304 p. – URL: https://www.sup.org/books/middle-east-studies/making-islam-democratic (дата обращения: 27.10.2025).
- Mahdavi M. Post-Islamist Trends in Postrevolutionary Iran [Электронный ресурс] // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. – 2011. – Vol. 31, № 1. – P. 94–109. –URL: https://read.dukeupress.edu/cssaame/article-abstract/31/1/94/59669/Post-Islamist-Trends-in-Postrevolutionary-Iran (дата обращения: 27.10.2025).
- Bayat A. New Texts Out Now: Post-Islamism [Электронный ресурс] // Jadaliyya. – 14.11.2013. –URL: https://www.jadaliyya.com/Details/29787 (дата обращения: 27.10.2025).
- Meddeb H. Ennahda’s Uneasy Exit from Political Islam [Электронный ресурс]. – Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2019. – URL: https://carnegieendowment.org/files/WP_Meddeb_Ennahda.pdf(дата обращения: 27.10.2025).
- Scott E. The Making of a Muslim Democratic Party: Ennahda’s Rebranding and An-Na‘im’s Secular State Framework [Электронный ресурс] // Emory International Law Review. – 2022. – Vol. 36, Iss. 4. –URL: https://scholarlycommons.law.emory.edu/eilr/vol36/iss4/9/ (дата обращения: 27.10.2025).
- Üstebay L. Between ‘Tradition’ and Movement: The Emergence of Turkey’s Anti-Capitalist Muslims in the Age of Protest [Электронный ресурс] // Globalizations. – 2019. – Vol. 16, № 4. – P. 472–488. – DOI: 10.1080/14747731.2018.1558818. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14747731.2018.1558818(дата обращения: 27.10.2025).
- Izadi D.; Dryden S. Woman/Life/Freedom: The Social Semiotics behind the 2022 Iranian Protests [Электронный ресурс] // Discourse, Context & Media. – 2024. – Vol. 60. – Article 100803. –URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2211695824000497 (дата обращения: 27.10.2025).
- Journal of Middle East Women’s Studies. The Roots of the Revolutionary Women’s Movement in Iran [Электронный ресурс]. – 2024. – Vol. 20, № 1. – URL: https://read.dukeupress.edu/jmews/article/20/1/132/384749 (дата обращения: 27.10.2025).
- Princeton University Library. Woman, Life, Freedom Movement: Iran 2022–2023 [Электронный ресурс]. –URL: https://dpul.princeton.edu/woman-life-freedom-movement-iran-2022 (дата обращения: 27.10.2025).
- Council on Foreign Relations. Egypt’s Muslim Brotherhood: Grappling with Power [Электронный ресурс]. –URL: https://www.cfr.org/backgrounder/egypts-muslim-brotherhood (дата обращения: 27.10.2025).
- The Guardian. Egypt’s Military Arrests Muslim Brotherhood Leaders after Ousting Morsi (05.07.2013); Mohamed Morsi Sentenced to 20 Years (21.04.2015) [Электронный ресурс]. –URL: https://www.theguardian.com/world/2013/jul/04/egypt-military-arrest-warrants-muslim-brotherhood (дата обращения: 27.10.2025).
- Wiktorowicz Q. Anatomy of the Salafi Movement [Электронный ресурс] // Studies in Conflict & Terrorism. –2006. – Vol. 29, № 3. – P. 207–239. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10576100500497004 (дата обращения: 27.10.2025).
- Olidort J. The Politics of “Quietist” Salafism [Электронный ресурс]. – Washington, DC: The Brookings Institution, 2015. – URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/07/Brookings-Analysis-Paper_Jacob-Olidort-Inside_Final_Web.pdf (дата обращения: 27.10.2025).
- Lacroix S. Awakening Islam: The Politics of Religious Dissent in Contemporary Saudi Arabia [Электронный ресурс]. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 2011. – URL: https://archive.org/details/awakeningislampo0000lacr (дата обращения: 27.10.2025).
- Ismail R. Saudi Clerics and Shi‘a Islam [Электронный ресурс]. – Oxford: Oxford University Press, 2016. – URL: https://global.oup.com/academic/product/saudi-clerics-and-shia-islam-9780190233310 (дата обращения: 27.10.2025).
- Kepel G. Jihad: The Trail of Political Islam [Электронный ресурс]. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 2002. – URL: https://www.carnegiecouncil.org/media/series/39/20020417-jihad-the-trail-of-political-islam (дата обращения: 27.10.2025).
- Gerges F.A. The Far Enemy: Why Jihad Went Global [Электронный ресурс]. – New York: Cambridge University Press, 2005. – URL: https://www.jstor.org/stable/20175214 (дата обращения: 27.10.2025).
- Hegghammer T. Jihad in Saudi Arabia: Violence and Pan-Islamism since 1979 [Электронный ресурс]. – New York: Cambridge University Press, 2010. – Изд. инф.: https://www.belfercenter.org/publication/jihad-saudi-arabia-violence-and-pan-islamism-1979 (дата обращения: 27.10.2025).
- Muslim Brotherhood [Электронный ресурс] // Encyclopaedia Britannica. – 24.09.2025. – URL: https://www.britannica.com/topic/Muslim-Brotherhood (дата обращения: 27.10.2025).
- The Carter Center. Presidential Election in Egypt. Final Report (May–June 2012) [Электронный ресурс]. – Atlanta, 2012. – URL: https://www.cartercenter.org/resources/pdfs/news/peace_publications/election_reports/egypt-final-presidential-elections-2012.pdf (дата обращения: 27.10.2025).
- Radio Free Europe/Radio Liberty. Egyptian Court Bans Muslim Brotherhood, Orders Assets Confiscated [Электронный ресурс]. – 23.09.2013. – URL: https://www.rferl.org/a/egypt-muslim-brotherhood-ban/25115113.html (дата обращения: 27.10.2025).
- ISIS and the Threat from Foreign Fighters: Hearing before the Committee on Foreign Affairs, House of Representatives, U.S. Congress [Электронный ресурс]. – Washington: U.S. Government Publishing Office, 2014. – URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CHRG-113hhrg91661/html/CHRG-113hhrg91661.htm (дата обращения: 27.10.2025).
Saudi Clerics Declare ISIS Terrorism a “Heinous Crime” under Sharia Law [Электронный ресурс] // The Guardian со ссылкой на Saudi Press Agency. – 17.09.2014. –URL: https://www.theguardian.com/world/2014/sep/17/saudi-clerics-fatwa-declares-terrorism-heinous-crime-sharia-law (дата обращения: 27.10.2025).